← вернуться назад

Северные (союзные) конвои 1941‑1945 гг. ‑ специальные формирования судов с грузами и кораблей охранения, создававшиеся в годы 2‑й мировой войны союзниками СССР по антигитлеровской коалиции для обеспечения их перехода из портов Северной Атлантики в советские северные порты и обратно. В соответствии с обязательствами, принятыми на Московской конференции 1941 г., поставками по ленд‑лизу и другими соглашениями, США и Великобритания поставляли в северные порты СССР вооружение, военную технику и другие грузы. Возвращались суда из СССР со стратегическим сырьём и другими материалами. Конвои формировались на базе Лох‑Ю (Великобритания), в Рейкъявике и заливе Хваль‑фьорд (Исландия). Переходы совершались за 10‑14 суток в зоне досягаемости вражеских подводных лодок и надводных кораблей. Суда конвоев разгружались в Архангельске, Молотовске (Северодвинск) и Мурманске. До конца 1942 года конвои, шедшие на восток, обозначались индексом PQ (PQ Edwards) ‑ инициалами офицера связи, который передавал судам приказы Адмиралтейства Великобритании. Исключением стал самый первый конвой, получивший кодовое имя "Дервиш". Конвои, шедшие в обратном направлении, получили индекс QP. С 1943 года и до конца войны конвои стали обозначать JW и RA с порядковыми номерами, начинавшимися с 51‑го. Первый союзный конвой "Дервиш" прибыл в Архангельск 31 августа 1941 г., доставив 10 тонн каучука для военной промышленности, 15 истребителей вместе с летным составом, стрелковое оружие, продовольствие и медикаменты. В 1941 г. Германия, рассчитывая на "молниеносную войну" против СССР, не придавала серьёзного значения союзным конвоям и не предпринимала активных боевых действий против них. В начале 1942 года немецкое командование осознало весь масштаб северных конвоев союзников. По приказу Гитлера на север была переброшена мощная группировка военных кораблей во главе с самым большим немецким линкором "Тирпицем". На море активировались действия фашистских подводных лодок. Немецкая авиация имела значительный перевес в воздухе. В результате союзники начали нести потери. Сильным ударам с воздуха подвергались также Мурманск и Архангельск. В июле 1942 года был разгромлен конвой PQ‑17. Вследствие плохой организации охранения потоплено 23 судна из 34. Было потеряно 210 самолетов, 430 танков, 3530 грузовых автомобилей, около 100 тысяч тонн стального листа, каучука и различных боеприпасов. Из состава команд судов погибло 153 человека. В связи с возросшей угрозой конвоям и началом подготовки вторжения союзников во Французскую Северную Африку (операция "Торч") правительства США и Великобритании летом 1942 года приостановили отправку конвоев. С марта по октябрь 1943 года с наступлением полярного дня конвои через северные моря вообще не проводились, и союзники доставляли оружие и имущество в Россию через Иран. Всего в 1941-1945 гг. в советские порты прибыл 41 конвой и ушло из них 36. Всего за годы войны через Северный морской путь прошло около 22% грузов по ленд‑лизу.