Средняя школа № 8
г. Архангельск

Среда, 24.04.2024, 04:40
Вы вошли как
Гость| Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Материалы [1]

Мини-чат

Поиск по сайту

Добавьте ссылку

Главная » Статьи » Хомякова Елена Юрьевна » Материалы

Готовимся работать по новым ФГОС

ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

             В ФГОС обозначено, что метапредметные результаты образования включают в себя освоенные универсальные учебные действия (УУД), которые составляют основу ключевых компетенций школь­ников. Сформированность УУД обеспечивает готовность обучающегося к освоению новых зна­ний, поиску решения проблем в различных ситуа­циях, способность к самоорганизации, сотрудни­честву и коммуникации.

   Для формирования УУД должна разрабатывать­ся специальная программа, которая будет служить основой для разработки учителем примерных рабочих программ. В этих программах должны быть представлены:

— педагогические технологии, при использовании которых происходит формирование и развитие УУД;

— учебные ситуации (задачи), способствующие формированию и осуществлению диагностики УУД каждого вида;

— критерии и показатели оценивания сформированности требуемых характеристик.

    У учащихся должны быть сформированы следующие виды УУД: личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные.

         Рассмотрим методические приемы формирования регулятивных УУД, которые определяют готовность обучающихся к само­организации. (На примере изучения кулинарии в 6 классе).

            Самоорганизация учебной деятельности начинается с целеполагания и мотивации. Учитель сообщает тему урока: «Механическая и тепловая обработка мяса» и предлагает учащимся определить, что же они будут знать и уметь в результате изучения данной темы. Данная тема достаточно проста для понимания, поэтому учащиеся не затрудняются с ответами: «Знать: как правильно осуществлять механическую и тепловую обработку мяса; виды тепловой обработки. Уметь: выполнять механическую и тепловую обработку мяса (уметь готовить блюда из мяса)».

       Самомотивация: «Я изучаю эту тему, чтобы научиться готовить вкусные мясные блюда».

   Тема урока «Физиология питания. Минераль­ные вещества» достаточно сложна для понимания. Учитель может предложить учащимся попытаться определить, что же будет изучаться в рамках дан­ного материала. Если учащиеся затрудняются с ответом, то можно обратиться к словарю темы: «минеральные вещества, макроэлементы, микро­элементы». Учащиеся 6 класса могут догадаться, что речь пойдет о правильном питании человека и роли минеральных веществ. Цель урока может звучать так: «Знать: роль микро- и макроэлементов в питании. Уметь: составить меню с правильным соотношением макро- и микроэлементов».

      Тема урока «Блюда из круп и бобовых» понятна учащимся — необходимо знать, как готовить и уметь готовить блюда из круп и бобовых, но при изучении этой темы следует подчеркнуть особую пользу круп и бобовых в питании, поэтому необходимо с помощью вопросов подвести к главной цети урока: пониманию значения сбалансированного питания полезными для здоровья людей продуктами.

     Примерные вопросы: «Какие полезные вещества содержатся в крупах и бобовых? Почему необходимо в свой рацион обязательно включать каши?». После обсуждения уточняем цель урока: «Знать: значение круп и бобовых в питании; технологию приготовле­ния блюд из круп и бобовых. Уметь: готовить блюда из круп и бобовых, соблюдая технологию и макси­мально сохраняя полезные вещества».

            Показатели сформированности целеполагания: цели становятся более конкретными, определен­ными; целеполагание сопровождается планирова­нием времени, ресурсов, средств достижения; формируется понимание цели-перспективы; учащийся самостоятельно умеет сформулировать цель деятельности, грамотно обосновать ее и способен к дальнейшей корректировке действий в соответствии с поставленной целью.

            Следующим этапом после осознания цели деятельности выступают анализ учебной ситуации и моделирование своей деятельности для достижения цели. Учащиеся должны проанализировать и систематизировать знания, умения, навыки, способы действий, усвоенные ранее, и, актуализировав их, продумать модель будущей деятельности.

            Показателем сформированности умения моделировать будет готовность самостоятельно выбрать из имеющегося арсенала умений оптимальный способ действий для решения данной учебной задачи. Умение определить оптимальный способ действий формируется в процессе изучения различ­ных тем, изготовления каких-либо изделий и в ходе проектной деятельности. Умение анализиро­вать и определять, каким образом можно достичь заданного результата, цели, формируется сначала при выполнении действий по образцу, по принци­пу «Делай, как я», а затем при выполнении само­стоятельных работ учащийся уже поставлен в ситу­ацию осознанного выбора способа действия. В выборе способа деятельности помогут уже сфор­мулированная цель урока, вопросы учителя: «Для чего это делается? Как это сделать лучше? Какие спо­собы достижения данной цели вы знаете? Какие знания и умения необходимы? Что вы уже умеете?».

     Умение планировать свою деятельность фор­мируется в разных видах деятельности на уроках технологии: в работе по инструкционной карте, в самостоятельном составлении инструкционных карт. Учащиеся следуют плану, представленному в инструкционной карте, выполняя какую-либо рабо­ту (вышивку, изделие, кулинарное блюдо), и приучаются к деятель-ности по инструкции, плану, схеме. Они начинают понимать важность соблюдения последователь-ности этапов технологического процесса, и когда им предстоит самостоятельно составить схему технологического процесса или описать ход работы, то с помощью учителя, затем самостоятельно они достаточно грамотно справля­ются с таким видом учебной работы. Однако в дан­ном случае важнее умение планировать учебную деятельность, ход изучения учебного материала.

       Формировать умение планировать собствен­ную учебную деятельность можно, используя рабо­чие тетради, в которых учебный материал структу­рирован так, чтобы цель урока была достигнута наиболее эффективным путем, и представлен уча­щимся в сжатом, конспективном виде. По мере изучения материала следует обратить внимание учащихся на логику изучения той или иной темы. Если рабочие тетради учителем не используются, то можно предложить учащимся составить план или план-конспект параграфа с последующей про­веркой и фронтальным опросом. Еще одна возможность научить планировать учебную деятельность представляется в ходе рабо­ты над проектами. Можно предложить учащимся составить план изучения темы самостоятельно, используя вопрос-подсказку: «Чтобы достичь поставленной цели урока, какие этапы получения знаний и умений вы должны пройти?».

      Рассмотрим это на примере урока по теме «Кисломолочные продукты и блюда из них». Цель урока: знать, какие бывают кисломолочные продукты, технологию приготовления блюд из кисломолоч­ных продуктов; уметь правильно готовить блюда из кисломолочных продуктов.

       План изучения темы:

1.  Узнать, какие бывают виды кисломолочных продуктов.

2.  Выяснить, почему полезны кисломолочные продукты.

3.  Узнать, какие блюда и как можно пригото­вить из кисломолочных продуктов.

4. Сделать вывод по теме урока. Возможно, первый опыт составления плана

будет не слишком удачным, но уже в 7 классе учащиеся вполне осознанно и грамотно составляют подобный план изучения темы.

   Показатель сформированности данного умения — способность составить план деятельности, соответствующий поставленной цели, а также выбрать оптимальные способы действий или найти оригинальные решения для реализации плана.

     Формирование волевой регуляции, целеуст­ремленности, навыков контроля и оценки своей деятельности — одна из важных задач, стоящих перед педагогом. Осознанная цель и понимание, для чего и почему важны те или иные знания и уме­ния, делают любую работу значимой для учащегося, интересной. Под воздействием цели, за которой стоят личностно значимые познавательные или социальные мотивы, происходит самоорганизация учащегося, он привлекает для получения задуман­ного результата все накопленные знания, весь опыт, полученный в школе и вне школы, использует раз­нообразные навыки и приемы для выполнения пос­тавленной задачи. При этом запускаются психоло­гические механизмы: становится устойчивым про­извольное внимание, усвоение учебного материала происходит более успешно, память легче и надеж­нее удерживает информацию. Происходит саморегуляция психических процессов, от уровня сформи­рованности которых, а также от знания учащимися своих психологических особенностей и умения их использовать в организации работы с различными учебными предметами зависит успешность учебной деятельности.

     Следовательно, для успешной деятельности необходимо:

— осознанная мотивация (для чего необходимо изучить теоретический материал по теме и осво­ить практические умения: «Я изучаю эту тему для того, чтобы ...» — так учащийся формулирует зна­чимую для него цель);

— четко сформулированная цель урока;

— определенные (уточненные) способы дости­жения цели;

— план достижения цели и понимание предсто­ящего успеха деятельности, ощущение «ближай­шей радости» от полученного результата.

       Учителю необходимо создать условия для того, чтобы учащиеся испытывали как можно больше положительных эмоций при изучении программно­го материала: предлагать задания в игровой форме, игровые проекты, соревнования, викторины, использовать разнообразный дидактический мате­риал, интерактивные презентации, организовывать выставки детских работ. Исключительно важны поощрение, похвала, стимулирование в разных формах — все это создает образовательную среду для увлекатель­ного учения, когда каждый учащийся стремится показать все лучшее, на что он способен.

        Показатель сформированности: умение самостоятельно осуществлять волевую регуляцию, самоконтроль, самооценку и самокоррекцию выполнения каждого пункта плана (тогда резуль­тат действий будет соответствовать поставленной цели). Умение довести начатое до завершения, желание выполнить с наивысшим качеством.

       Все этапы процесса самоорганизации учебной деятельности должны сопровождаться рефлексией, так как выполнение главного требования — осоз­нанности деятельности — возможно только при овладении рефлексивным мышлением. Рассмотрим приемы формирования умения самооценки (рефлексии). Понимание мотива деятельности (личностно или общественно значимого) позволяет опре­делить личностно значимую цель деятельности: «Зачем я это делаю? Почему, для чего это мне нужно? Какой значимый результат я получу?» — на эти вопросы предстоит ответить учащемуся в нача­ле любой деятельности, в том числе и учебной.

            Анализ ситуации сопровождается самоанали­зом: «Что я знаю и умею, что я могу предъявить в данной ситуации, какие способы действий приве­дут к решению проблемы и достижению цели?».

       Осознанное планирование осуществляется с учетом цели деятельности и возможных способов и методов, используемых для ее достижения. «Какие ограничения и возможности имеются (материальные и личностного плана); как наилуч­шим образом поэтапно реализовать задуманное, не разрушая уже достигнутого; какие этапы плана наиболее значимы?» — эти и другие вопросы зада­ет себе учащийся при самостоятельном составле­нии плана деятельности.

   Рефлексия целереализации способствует формированию самоконтроля и самооценки хода и результатов деятельности: волевая регуляция, необходимая для выполнения плана в соответс­твии с поставленной целью, требует отлаженного механизма для самоконтроля и оценивания выпол­нения каждого пункта плана. «Что уже мной достигнуто и что еще предстоит сделать, какие мои личностные качества способствуют, а какие мешают реализации плана; насколько качественно мною выполнена работа; все ли запланирован­ное сделано?» — вопросы, на которые предстоит ответить обучающемуся в процессе деятельности.

     Рефлексия результатов деятельности (рефлек­сия как структурный компонент самоорганиза-ции) включает умение анализировать результаты деятельности, сопоставлять с целью и, критичес-ки осмыслив, дать самооценку проделанной работе: «Достигнута ли цель деятельности; что позволяет утверждать, что цель достигнута (выбор критериев оценивания); какие способы использовались и насколько они эффективны; как можно было бы достичь лучших результатов?» — вопросы для самоанализа результата деятельности.

       Показатель сформированности: умение само­стоятельно оценить ход выполнения и результаты деятельности с помощью адекватных критериев, умение анализировать достоинства и недостатки выбранных способов деятельности; самокоррекция планирования и результата деятельности. Умение ответить на вопросы: «Что я делаю?» и «Как я делаю?».

Категория: Материалы | Добавил: Elena_Homyakova (10.11.2013)
Просмотров: 1099 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Для слабовидящих


QR

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?


Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности


***


***

Электронный дневник

Интерфейс родителя в Dnevnik.ru


Погода

Температурный режим:

1 – 4 кл. - 25 °C

1 – 6 кл. - 27 °C

1 – 8 кл. - 30 °C

1 – 11 кл.- 33 °C


Полезности


Созвездие

Дистанционная школа интеллектуальной школы "Созвездие"


Дети

Защита персональных данных

Материалы для проведения уроков


Тонкий лёд

Полиция - детям

Детский телефон доверия

видеоролик "Приснилось"

видеоролик "Угол"

видеоролик "Что? Где? Когда?"

плакат "Диалоги"

плакат "Ваза"


Информация

Ответственность за продажу алкогольной продукции

Комендантский час

Памятка о безопасном поведении детей

Как уберечь ребенка от травм

Правила поведения на воде (МЧС России)


Контакты
163046 г. Архангельск
пр. Обводный канал, д. 30

тел. 640534, 640805

e-mail: econom-8@yandex.ru
e-mail: a_s_8@mail.ru
web: guarant-success.ucoz.ru

Вопрос директору
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Адрес веб-сайта:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Оценка сайта:
Код безопасности *:


Карта сайта
Карта сайта

Горячие линии

8-800-2000-122


Полезные ссылки

Образование

Министерство образования и науки РФ
ФП Российское образование
Окно образовательных ресурсов
Единая коллекция ЦОР
Федеральный центр ИОР

Госуслуги

Портал государственных услуг РФ

Портал государственных услуг Архангельской области

Библиотеки

Библиотека им. Н. А. Добролюбова

Друзья сайта

МОУ СОШ № 23
ОЭРЦ
Благодея
Молодёжная общественная организация инвалидов г.Сарапула

Форма входа

Статистика


Я.Интернет. Измерьте вашу скорость.


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz