Средняя школа № 8
г. Архангельск

Воскресенье, 28.04.2024, 21:42
Вы вошли как
Гость| Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Материалы [25]

Мини-чат

Поиск по сайту

Добавьте ссылку

Главная » Файлы » Истомина Людмила Витальевна » Материалы

Конспект урока обществознания «Правоспособность и дееспособность. Правовой статус несовершеннолетних» 9 класс
[ Скачать с сервера (82.5 Kb) ] 24.04.2023, 18:57

Конспект урока обществознания

«Правоспособность и дееспособность.

Правовой статус несовершеннолетних»

9 класс

 

Цель урока:

Добиться усвоения учащимися понятий «правоспособность», «дееспособность», «деликтоспособность», «эмансипация».

Задачи урока:

  1. Обучающие: через решение правовых задач сформировать понятия «правоспособность», «дееспособность», «деликтоспособность», «эмансипация».
  2. Развивающие: формирование умения анализировать правовые ситуации, применять теоретические знания на практике.
  3. Воспитывающие: формирование правового сознания и правомерного поведения.

Тип урока:

комбинированный

Основные понятия урока:

правоспособность, дееспособность, деликтоспособность, эмансипация

Оборудование:

интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку

Литература

  1. Обществознание. 9 класс : учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Л.Н. Боголюбова. М. : Просвещение, 2010.
  2. Дидактические материалы по  курсу «Введение в обществознание» 8 – 9  класс. Под редакцией Л.Н. Боголюбова. Москва. Просвещение. 2002.
  3. Володина С.И., Полиевктова А.М. «Основы правовых знаний» М., «Вече» 2003 г.

 

Ход урока

1. Организационный момент

 

Вопросы:

Методы

2. Проверка домашнего задания

  1. Что такое правоотношения?
  2. Какова структура правоотношений?
  3. Назовите виды правоотношений
  4. Что такое юридические факты? На какие виды они делятся?
  5. Решение правовых ситуаций (в приложении)

Фронтальный

опрос

 

 

Кейс-метод

3. Переход к новому материалу

Задание: найдите правовые ошибки в тексте:

«В 12 лет Олег стал собственником квартиры, которая была завещана ему бабушкой. Собственник может распоряжаться тем имуществом, которое ему принадлежит. Олег продал квартиру Виктору. Имея деньги, Олег решил заняться предпринимательством. Его родители не возражали, и по решению органа опеки и попечительства он был объявлен правоспособным».

Ошибки:

  • Олег продал квартиру Виктору – несовершеннолетние не  могут распоряжаться имуществом.
  • Олег решил заняться предпринимательством – можно заниматься предпринимательской деятельностью с 16 лет.
  • По решению органа опеки и попечительства он был объявлен правоспособным -  правоспособностью человек обладает с рождения; орган опеки и попечительства может объявить несовершеннолетнего, достигшего 16 лет полностью дееспособным.

С помощью этой правовой ситуации учитель совершает переход от проверки домашнего задания  изучению нового материала.

 

 

Эвристическая беседа

4. Изучение нового материала

Тема нашего урока «Правоспособность и дееспособность. Правовой статус несовершеннолетних».

 

Какова цель нашего урока? (учащиеся самостоятельно формулируют цель урока).

 

Сформулируйте определение «правоспособности».

 

Правоспособность – способность иметь права и обязанности; наступает с рождения и прекращается со смертью человека.

 

Решите правовую ситуацию:

Дедушка подарил своей внучке 5 лет дачу. Теперь у девочки есть право собственности на дом Может ли девочка продать свой дом? Ответ обоснуйте.

(Нет, так как она не является дееспособной и не может распоряжаться своим имуществом).

 

Что такое дееспособность?

Дееспособность – способность своими действиями приобретать права и нести обязанности; частичная – с 14 лет, полная – с 18 лет.

Дееспособность малолетних (от 6 до 14 лет):

Имеют право совершать:

  • мелкие бытовые сделки
  • сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды
  • сделки по распоряжению средствами, предоставленными
    законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

 

Решите правовую ситуацию:

Мать 15-летнего Сергея потребовала, чтобы он всю свою зарплату отдавал ей, так как она лучше, чем он, сможет ею распорядиться. Правомерно ли требование матери? Почему? (Нет, неправомерно, так как Сергею 15 лет и он вправе сам распоряжаться своими доходами).

 

Дееспособность несовершеннолетних (от 14 до 18 лет):

Имеют право:

  • совершать сделки, разрешенные малолетним
  • распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами
  • осуществлять авторские права
  • вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими
  • По достижении 16 лет – вправе быть членами кооперативов
  • Остальные сделки несовершеннолетние совершают с письменного согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей или попечителей.

 

Решите правовую ситуацию:

Учащейся школы, 15 летней Свиридовой П., родители подарили 25 тысяч рублей. Свиридова П. решила открыть счет в сбербанке. Имеет ли она на это право?

(Да, имеет, так как ей 15 лет и она может вносить вклады в кредитные учреждения).

 

Учащаяся школы, 15 лет, Свиридова П., внесла в сбербанк на свое имя 25 тысяч рублей, полученные ею от родителей в виде подарка. Через полгода Свиридова П. обратилась в сбербанк с просьбой выдать ей 10 тысяч рублей. Однако контролер сбербанка отказала ей в данном требовании и указала, что деньги могут выдаваться несовершеннолетним только с согласия родителей. Обоснован ли отказ работника сбербанка в выдаче денег? (Нет, не обоснован, так как  Свиридовой П. 15 лет, она может распоряжаться своим вкладом).

 

Может ли несовершеннолетний стать полностью дееспособным? Если да, то какие условия должны быть соблюдены?

 

Несовершеннолетний может быть объявлен полностью дееспособным. Это явление называется эмансипацией. Условия:

  • Достижение 16 лет
  • Должен работать или заниматься предпринимательством
  • Согласие обоих родителей.

 

Полная дееспособность также наступает при вступлении несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, в брак.

 

Решите правовую ситуацию:

В 16 лет  Петрова вступила в брак. Через год она расторгла брак, после чего продала автомобиль, подаренный ей отцом. Отец подал иск в суд о признании сделки купли-продажи автомобиля недействительной, обосновав иск тем, что, будучи несовершеннолетней, Петрова, не вправе совершать подобные сделки.

Имеет ли сделка купли-продажи автомобиля юридическую силу? Ответ обоснуйте. (Да, имеет. Несмотря на то, что Петрова расторгла брак, она не утратила полной дееспособности, следовательно, она могла распорядиться автомобилем).

 

Решите правовую ситуацию:

Трое ребят, среди которых был 14-летнгий Игорь, украли из кабинета начальных классов своей школы ноутбук. Мальчиков привлекли к уголовной ответственности. «Да как же это! – плакала мать Игоря в кабинете следователя. – Он еще маленький. А мне сказали, что дееспособность наступает с 18 лет. Значит, вы не сможете его привлекать к уголовной ответственности». Права ли мать Игоря? Почему? (Мать Игоря не права, так как уголовная ответственность за кражу наступает с 14 лет).

 

Игорь, которому исполнилось 14 лет, являясь субъектом правоотношений, обладает деликтоспособностью.

 

Деликтоспособность – это  предусмотренная законом способность лица нести юридическую ответственность за совершенное преступление или проступок.

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемное обучение

 

Записывают определение правоспосбности в тетради

 

Кейс-метод

 

 

 

 

 

 

 

Записывают в тетради

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают в тетради

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кейс-метод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают в тетради

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кейс-метод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кейс-метод

 

5. Закрепление

  1. Дайте определение правоспособности, дееспособности, деликтоспособности, эмансипации.
  2. Решите правовую ситуацию: Ивану 16 лет. По решению органа опеки и попечительства он объявлен полностью дееспособным, потому что в 15 лет он начал заниматься предпринимательской деятельностью – сбором лекарственных трав и растений. В связи с особым родом своих занятий Иван решил купить дом в деревне. Имеет ли он на это право. Ответ обоснуйте.

 

  1. Может ли 15-летний подросток:

А. положить деньги в банк;

Б. снять их со своего банковского счета;

В. получать вознаграждение за опубликованный в газете рассказ;

Г. купить жилой дом;

Д. стать учредителем юридического лица?

 

  1. Какие из перечисленных ниже вещей не может самостоятельно купить малолетний, даже располагающий необходимыми для оплаты средствами?

Велосипед, ручка, автомобиль, дачный участок, тетрадь, стиральная машина, книга.

 

 

6. Домашнее задание

Параграф 9, пункт 2, вопросы 2, 3, 6 – 8 устно.

 

 

 

Категория: Материалы | Добавил: guarant-success
Просмотров: 150 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Для слабовидящих


QR

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?


Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности


***


***

Электронный дневник

Интерфейс родителя в Dnevnik.ru


Погода

Температурный режим:

1 – 4 кл. - 25 °C

1 – 6 кл. - 27 °C

1 – 8 кл. - 30 °C

1 – 11 кл.- 33 °C


Полезности


Созвездие

Дистанционная школа интеллектуальной школы "Созвездие"


Дети

Защита персональных данных

Материалы для проведения уроков


Тонкий лёд

Полиция - детям

Детский телефон доверия

видеоролик "Приснилось"

видеоролик "Угол"

видеоролик "Что? Где? Когда?"

плакат "Диалоги"

плакат "Ваза"


Информация

Ответственность за продажу алкогольной продукции

Комендантский час

Памятка о безопасном поведении детей

Как уберечь ребенка от травм

Правила поведения на воде (МЧС России)


Контакты
163046 г. Архангельск
пр. Обводный канал, д. 30

тел. 640534, 640805

e-mail: econom-8@yandex.ru
e-mail: a_s_8@mail.ru
web: guarant-success.ucoz.ru

Вопрос директору
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Адрес веб-сайта:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Оценка сайта:
Код безопасности *:


Карта сайта
Карта сайта

Горячие линии

8-800-2000-122


Полезные ссылки

Образование

Министерство образования и науки РФ
ФП Российское образование
Окно образовательных ресурсов
Единая коллекция ЦОР
Федеральный центр ИОР

Госуслуги

Портал государственных услуг РФ

Портал государственных услуг Архангельской области

Библиотеки

Библиотека им. Н. А. Добролюбова

Друзья сайта

МОУ СОШ № 23
ОЭРЦ
Благодея
Молодёжная общественная организация инвалидов г.Сарапула

Форма входа

Статистика


Я.Интернет. Измерьте вашу скорость.


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz