III. Кто виноват? Я считаю, что россияне отвыкли от общественных отношений, в которых деньги не играют решающую роль. У молодежи и подростков с «младых ногтей» складывается впечатление всемогущества капитала, а потом, во взрослой жизни, они поступают согласно привычному девизу: «деньги есть – ума не надо». Не надо ни ума, ни труда, ни совести, чтобы благополучно жить. Но разве сам факт нарушения закона и преступления чести не ведет к искажению морально-нравственных ценностей человека? О какой духовно сильной нации может идти речь, если мы готовы обманывать и государство и своих сограждан ради наживы?.. С каждым годом становится все яснее, что воспитание новых поколений должно основываться на развитии в них честности и нравственности, но как младшее поколение, взрослея, может становиться честными гражданами, когда старшее дает взятки даже за элементарные услуги? Чем больше я рассуждаю над причинами развития взяточничества, тем больше я убеждаюсь в том, что граждане не меньше государства виноваты в сложившейся напряженной ситуации, где деньги и капитал могут разрешить все проблемы. Однако стоит учитывать, что «рыба гниет с головы». Кому, как ни государству, необходимо подавать пример честолюбивого отношения к своему народу? Но, увы, реальность не идеальна и на сегодняшний момент Россия не может гордиться ни справедливостью распределения должностей в муниципальных учреждениях управления, ни правосудием, ни правильным по отношению к нравственности понятием явления коррупции. А стоит ли разделять обвинения в коррупции между государством и гражданами? Ведь они находятся в неразрывной связке. Государство ответственно перед своими гражданами, а граждане, в свою очередь, перед государством. Каждому нужно понимать свою роль в общественной жизни страны. IV. Меры по законодательному обеспечению противодействия коррупции Этот раздел хотелось бы посвятить первоочередным законодательным мерам борьбы с коррупцией. Планируется принятие Федерального закона «О противодействии коррупции», в котором: 1. Дать юридическое определение понятий: «коррупция» — как социально-юридического явления, «коррупционное правонарушение» — как отдельного проявления коррупции, влекущего за собой дисциплинарную, административную, уголовную или иную ответственность, «противодействие коррупции» — как скоординированной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц по предупреждению коррупции, уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и минимизации и (или) ликвидации их последствий; 2. Предусмотреть меры по профилактике коррупции, включающие в себя: специальные требования к лицам, претендующим на замещение должностей судей, государственных должностей Российской Федерации и должностей государственной службы, перечень которых определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации, предусматривающие в том числе и контроль над доходами, имуществом и обязательствами имущественного характера указанных лиц; развитие института общественного и парламентского контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства Российской Федерации; совершенствование механизма антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Российской Федерации; возложение на государственных и муниципальных служащих обязанности уведомлять о ставших им известными в связи с выполнением своих должностных обязанностей случаях коррупционных или иных правонарушений, а также привлечение к дисциплинарной и иной ответственности за невыполнение данной обязанности; 3. Определить основные направления государственной политики в сфере противодействия коррупции, включающие в себя: совершенствование системы и структуры государственных органов, оптимизацию и конкретизацию их полномочий; разработку системы мер, направленных на совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы и стимулирование добросовестного исполнения обязанностей государственной и муниципальной службы на высоком профессиональном уровне; сокращение категорий лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам и ведения оперативно-розыскных мероприятий; введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области социальной деятельности единой системы запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, направленных на предупреждение коррупции; обеспечение справедливой и равной для всех доступности правосудия и повышение оперативности рассмотрения дел в судах; развитие процедур досудебного и внесудебного разрешения споров, прежде всего между гражданами и государственными органами. Также предполагается внести изменения в действующие законодательные акты (в частности, УК РФ), предусматривающие усиление санкций за коррупционные правонарушения и повышающие требования к лицам, состоящим на государственной службе либо претендующим на такие должности. Заключение В последние годы в стране сильно возрос уровень коррумпированности. Это отрицательно сказывается на всех сферах общественной жизни. Мы можем только догадываться, какой вред впоследствии принесет это социальное явление. Россия – правовое государство. Мы не можем себе позволить использовать в качестве наказаний за коррупцию жестокие меры, применяемые в некоторых странах мира. Но в наших силах осуществлять тот необходимый контроль над областями деятельности, в которых более или менее распространено мздоимство и взяточничество. Необходимо создать четкую систему отслеживания фактов коррупции и ее недопущения. Только совместно с гражданским обществом государство может достигнуть результатов борьбы с коррупцией. Только когда законодательство Российской Федерации станет совершенным и справедливым можно будет говорить о полноценном наказании взяточников и мздоимцев. Только когда граждане осознают свою ответственность за преступления против закона и совести, мы с честью и гордостью сможем сказать: Россия – справедливая, нравственная страна, которая имеет возможность сделать жизнь будущих поколений благополучной, а на истории страны оставить как можно меньше «черных пятен»! В заключение хотелось бы отметить, что, отвечая на вопрос «является ли борьба с коррупцией проблемой государства или же это дело каждого гражданина?», нужно учитывать то, что гражданское общество находится в зависимости от государства, а государство – от граждан. Необходимо в равной степени понимать и ответственность граждан, и ответственность государства. Список использованных источников информации и литературы 1. Рейтинг составлен интернет-порталом 24/7 Wall St, http://www.newsland.ru. 2. Согласно рейтингу организации Transparency International. 3. Причины существования коррупции. Интернет-ресурс: wikipedia.org. 4. «Несовершенство уголовного законодательства». Интернет-ресурс: wikipedia.org. 5. Уголовный кодекс Российской Федерации, статья 291. 6. Всероссийский центр изучения общественного мнения. Результат социального исследования опубликован на сайте wciom.ru 7. По данным компании, которая создана для проведения маркетинговых исследований в России. Сайт компании http://profiresearch.net А также: 1. Кирпичников А. И. «Взятка и коррупция в России» 2. Богданов И. Я., Калинин А. П. «Коррупция в России: Социально-экономические и правовые аспекты / Институт социально-политических исследований РАН» 3. Основы борьбы с коррупцией (системы общегосударственной этики поведения) под ред. С. В. Максимова М. |