|
Антикоррупционное просвещение на уроках и во внеурочной деятельности
Антикоррупционное просвещение на уроках и во внеурочной деятельности
Вопросы антикоррупционного просвещения и воспитания являются достаточно новыми для школы. В рамках сложившейся системы воспитательной работы задача антикоррупционного воспитания не ставилась. Рассмотрение коррупции как одного из препятствий для экономического и политического развития России порождает необходимость в создании системы антикоррупционного воспитания как отдельного компонента системы воспитания. Пока работа по этому направлению ведется эпизодически.
Цель антикоррупционного воспитания – формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения, позволяющего осознанно отказаться от практики коррупционного поведения.
Задачи антикоррупционного воспитания:
• Познакомить с явлением коррупции: сутью, причинами, последствиями.
• Продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией.
Антикоррупционное воспитание и просвещение может быть реализовано на уроках и во внеурочной деятельности.
Основное и систематическое изучение вопросов коррупции может быть осуществлено на уроках обществознания и права.
На сегодняшний день в Примерных программах по праву и обществознанию тема «Коррупция» не заявлена. Поэтому для проведения уроков антикоррупционной направленности требуется корректировка учебных программ. В частности, такие уроки целесообразно проводить при изучении правовых вопросов в курсе «Обществознания», а также в курсе «Право» в профильных классах.
Систематическое изучения предмета «Обществознание» начинается в 6 классе. С 6 по 9 класс в учебном плане на изучение обществознания отводится 1 час в неделю. Антикоррупционные материалы можно вкраплять в уроки обществознания по темам, которые входят в программу, а можно выделить и отдельный урок.
Например, в курсе «Обществознания» за 6 класс есть тема «Политика и право» (6 часов). В рамках этой темы можно провести урок по теме «Коррупция».
В курсе «Обществознание» за 7 класс также есть тема «Право», где также можно провести урок на тему «Коррупция».
В курсе «Обществознание» за 8 класс тему «Коррупция» можно включить в раздел «Экономика». В этом разделе есть тема «Экономические цели и функции государства. Экономическое развитие России в современных условиях», где изучение вопросов коррупции в нашем государстве впишется достаточно хорошо.
В курсе «Обществознания» за 9 класс целый раздел посвящен «Праву». В этом разделе также можно ввести вопросы, связанные с антикоррупционным просвещением.
В 10 – 11 классах времени на изучение курса «Обществознания» отводится больше – 2 часа в неделю и антикоррупционное просвещение здесь может быть более развернутым.
На уроках обществознания целесообразно организовать работу с терминами, связанными с понятием «коррупция», а также деятельность с текстовыми и видео материалами СМИ, новостными Интернет-сайтами как источниками примеров коррупционных преступлений и мер наказания за подобные преступления.
При изучении вопросов, связанных с коррупцией, лучше всего, на мой взгляд, использовать активные и интерактивные формы работы. Например, учащимся предлагаются реальные ситуации, которые они должны проанализировать с точки зрения нарушения норм права.
В обществознании используется такая форма работы и проверки знаний учащихся, как написание эссе. Примерная тематика эссе:
• «Коррупция – угроза национальной безопасности России»
• «Коррупция в России: быть или не быть?»
• «Коррупция непобедима?!»
• «Мы за честную жизнь!»
• «Где и почему процветает коррупция»
• «Взятка – средство «легкого» решения вопроса или преступление?»
• «Профессиональная этика государственных служащих: нужен ли этический кодекс?»
• «Коррупция — это безальтернативная часть «культуры»?
Помимо уроков антикоррупционные вопросы могут изучаться на факультативах, элективных предметах и курсах.
Например, у нас в школе для кадетских классов есть спецкурсы по праву, факультатив «Подросток и закон», для 9-х классов – элективные курсы «Изучаем Конституцию», «Прав человека», для 10 – 11-х классов элективные предметы «Толерантность и права человека», «Политика и право». В эти курсы можно включить темы, связанные с коррупцией.
Можно разработать и проводить спецкурсы, элективы и факультативы специально посвященные теме «Коррупция». Например:
• «Коррупция и ответственность за коррупционные деяния»
• «Права и обязанности несовершеннолетних»
• «Международный опыт по борьбе с коррупцией»
• «Коррупция и борьба с ней в мировой истории»
• «Правовые основы антикоррупционного поведения».
В рамках уроков истории, обществознания, права, элективов, факультативов можно использовать методы исследовательской деятельности, проектную методику.
Например, для урока «Коррупция или антикоррупция: проблемы выбора» был проведен социологический опрос среди старшеклассников, сделана презентация. Подобные задания в рамках проекта, например «Скажи коррупции «Нет!» можно дать большему количеству учащихся. Таким образом, большее количество учащихся будет вовлечено в систему правового и антикоррупционного воспитания и просвещения.
Также большие возможности для антикоррупционного воспитания дает внеурочная деятельность. На мой взгляд, обязательным разделов в плане воспитательной работы школы должен быть блок «Правовое воспитание». В это блок целесообразно включить вопросы антикоррупционного воспитания, так как антикоррупционное мировоззрение – часть правовой культуры.
Участники программы:
• Заместитель директора по воспитательной работе
• Учителя обществознания и права
• Организаторы воспитательной работы.
• Классные руководители
• Социальный педагог
• Психолог
• Библиотекарь
• Инспектор по делам несовершеннолетних
• Приглашенные специалисты из правоохранительных органов.
Ядром программы правового воспитания могут стать Дни правовых знаний, Декады правовых знаний, Месячник правовых знаний.
Например, декаду правовых знаний удобно проводить в декабре, приурочив ее к датам: 9 декабря – Международному дню борьбы с коррупцией, 10 декабря – Международный день прав человека, 12 декабря – День Конституции.
В декаду правовых знаний помимо прочих мероприятий могут быть запланированы мероприятия с антикоррупционной тематикой.
Классные часы:
• «Понятие коррупции»,
• «Причины коррупционных правонарушений»,
• «Пути предотвращения коррупции».
Конкурсы эссе, рисунков, плакатов. Может быть проведена радиобеседа. Могут быть приглашены специалисты из правоохранительных органов (из того же Правового Департамента администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области).
Таким образом, антикоррупционное просвещение может стать частью воспитательной работы школы. |
Категория: Материалы | Добавил: Mila (23.03.2013)
|
Просмотров: 3108
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
*** |
|
Погода |
Температурный режим:
1 – 4 кл. - 25 °C
1 – 6 кл. - 27 °C
1 – 8 кл. - 30 °C
1 – 11 кл.- 33 °C |
Контакты |
163046 г. Архангельск
пр. Обводный канал, д. 30
тел. 640534, 640805
e-mail: econom-8@yandex.ru
e-mail: a_s_8@mail.ru
web: guarant-success.ucoz.ru |
Карта сайта |
|
|