В 2009 г. устная часть ЕГЭ по иностранным языкам, т.е. задание «Говорение», была отменена. Однако разговоры о безусловной необходимости этой части экзамена велись постоянно и вот, как говорится, мы дождались. Мария Вербицкая (Федеральный институт педагогических измерений) и Людмила Кожевникова (Самарский государственный университет) представили широкой общественности проект устной части ЕГЭ по английскому языку, апробация которого уже прошла в некоторых школах страны.
Что же нам предлагают в новом проекте устной части ЕГЭ?
Изменений много. Во-первых, увеличилось количество заданий: теперь их четыре, а не два, и они совершенно другие. Во-вторых, вместо экзаменатора-собеседника ученик будет сдавать экзамен компьютеру. Теперь со скомканным "Ландан из зе кэпитал оф Грейт Британ" пятерку не заработать! В-третьих, сократилось время на подготовку к ответам, т.е. учащимся придется демонстрировать навыки спонтанной речи на иностранном языке.
Но не стоит паниковать: устные задания - добровольные. Отказаться от их сдачи можно прямо в процессе ответа! С другой стороны, без устной речи максимальные сто баллов не набрать. За устную часть дают 20 баллов, за письменную - 80. Так что отличникам, хочешь не хочешь, а придется поработать над произношением.
Экзамен разделен на два дня: в первый день ученики сдают письменную часть. Она останется неизменной, все задания те же, что и в прошлом году. В другой день выпускники будут сдавать устную часть.
Задания для нее будут привязаны к номеру бланка ЕГЭ, которые школьник получит накануне. Они поступят в школы в зашифрованном виде. Организаторы экзамена получат ключ активации только за час до старта ЕГЭ.
КОЛЛ-ЦЕНТР ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ Самый главный сюрприз: на экзамене не будет никаких экспертов! Школьнику придется беседовать с компьютером. На него установят специальное программное обеспечение. Ребенку останется только надеть гарнитуру с микрофоном и открыть рот. Школьник будет видеть задания в режиме реального времени. Его ответ будет записываться на электронные носители и потом обрабатываться проверяющими.
Выглядит все так. В аудиторию запускают от 4 до 10 школьников, в зависимости от количества мест. Дети рассаживаются по отдельным кабинкам - как в колл-центре! Надевают наушники с шумоподавлением и запускают тест.
Сперва понадобится ввести несколько идентификационных номеров. Организаторы проверят, все ли правильно, и только потом дадут добро. Затем надо произнести в микрофон номер своего КИМа - контрольно-измерительного материала. И послушать запись. Если все звучит нормально, то можно приступать к основной части. Если есть шумы, или голос плохо записался – школьник зовет техподдержку. Они либо все исправят, либо оформят апелляцию на процедуру проведения экзамена. Придется сходить на пересдачу!
15 МИНУТ- ЭТО МНОГО ИЛИ МАЛО?
В самом тесте - всего четыре задания. И - второй сюрприз - на них отводится всего 15 минут, включая подготовку!
- Эти задания проверяют разные аспекты навыков говорения, - поясняет Каринэ Махмурян, завкафедрой Московского института открытого образования, одна из разработчиков экзамена. - Мы проверяем навыки спонтанной речи. Принципиально ценно, как мы можем среагировать на жизненную ситуацию здесь и сейчас. Поэтому мы не закладывали много времени на подготовку. Экзаменуемый знакомится с заданием бегло и тут же начинает его выполнять.
Первое задание - надо просто прочитать текст. На то, чтобы пробежать его глазами, отводится 1,5 минуты. Потом программа автоматически дает старт и начинает записывать ответ. На него тоже отводится полторы-две минуты. Счетчик времени маячит сверху страницы, но не отвлекает. И уложиться за это время - вполне реально. Тут оцениваются фонетические навыки. Но без всяких заморочек с акцентами: эксперты смотрят, знакомы ли вы вообще с таки словами и знаете ли, как они звучат.
Через 2 минуты система дает стоп автоматически и переходит к другому вопросу.
Во втором задании дается картинка - реклама или объявление. Надо задать пять вопросов по теме. Например, предлагается тур в Стамбул и нужно узнать - когда вылет, есть ли удобства в номерах и как там вообще с экскурсиями. Тут оценивается лексика и грамматика, но основной упор - на содержании.
В третьем задании даются три картинки. Надо выбрать одну и описать - что на ней изображено, кто все эти люди, и зачем автор фото вообще все это снял. Тут надо блеснуть эрудицией, вспомнить парочку речевых клише и удачно вставить их в свой рассказ. Оценивается логичность изложения, его содержание и отсутствие всяких "ээээ" и "ну".
В четвертом задании даны две картинки. Нужно рассказать, чем они похожи и чем отличаются, и выбрать ту, что больше по душе.
За второе и четвертое задание дается по семь баллов максимум, остальные стоят "дешевле". Когда тест пройден, мы еще раз слушаем свои ответы. Если все хорошо, заканчиваем экзамен и идем на выход.
Проверять задания будут специально подготовленные эксперты. Причем, даже из другого региона, так что подтасовка исключена. Не помогут и шпаргалки - работать придется исключительно головой... |