|
Антикоррупционное образование
Вопросы антикоррупционного просвещения и воспитания являются достаточно новыми для школы. В рамках сложившейся системы воспитательной работы задача антикоррупционного воспитания не ставилась. Рассмотрение коррупции как одного из препятствий для экономического и политического развития России порождает необходимость в создании системы антикоррупционного воспитания как отдельного компонента системы воспитания. Пока работа по этому направлению ведется эпизодически.
Цель антикоррупционного воспитания – формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения, позволяющего осознанно отказаться от практики коррупционного поведения.
Задачи антикоррупционного воспитания:
• Познакомить с явлением коррупции: сутью, причинами, последствиями.
• Продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией.
Понятие «коррупция» может быть введено в процессе преподавания права и обществознания.
На сегодняшний день в Примерных программах по праву и обществознанию тема «Коррупция» не заявлена. Поэтому для проведения уроков антикоррупционной направленности требуется корректировка учебных программ. В частности, такие уроки целесообразно проводить при изучении правовых вопросов в курсе «Обществознания», а также в курсе «Право» в профильных классах.
В рамках антикоррупционного просвещения и воспитания в нашей школе был проведен урок «Коррупция или антикоррупция: проблемы выбора». Урок проводился в 11 «А» классе. 11 «А» класс – профильный социально-гуманитарный класс, в котором в качестве профильного предмета преподается «право» - 2 часа в неделю. Этот урок был приурочен к Международному дню борьбы с коррупций (9 декабря).
Урок был проведен в виде практического занятия. В течение урока учащиеся работали с документом – фрагментами из ФЗ «О противодействии коррупции».
Создание системы антикоррупционного воспитания предполагает уточнение ряда терминов, определяющих сущность коррупции как социального явления, поэтому целью урока стало формирование понятий «коррупция» и «противодействие коррупции».
Поскольку урок проводился в виде практического занятия в группах с использованием элементов дискуссии, то были поставлены следующие задачи:
• Продолжить формирование у учащихся умения работать с нормативно-правовыми документами.
• Продолжить формирование у учащихся коммуникативных навыков, отстаивать свою точку зрения.
• Продолжить формирование умения анализировать факты и давать им оценку.
При проведении урока использовались следующие методы: эвристическая беседа, проблемное изложение учителя, диалоговое общение, защита своего мнения, формулирование вопросов, обсуждение в группах, дискуссия, исследовательские методы, презентация.
В структуре уроке можно выделить следующие элементы.
Игра «Эстафета». В начале урока учащимся было предложено разделиться на группы по 4 человека. В группах учащиеся распределили роли: 2 гонца, летописец и корректор.
Гонцы уходили из класса. В другом помещении (в нашем случае – в рекреации) в течение двух минут знакомились с фрагментами из ФЗ «О противодействии коррупции». Задача гонцов – запомнить содержание фрагмента закона. У каждой из групп был свой фрагмент. Фрагменты были подобраны примерно одинаковыми по объему. Например, одна из групп должна была работать с фрагментом, где дается определение коррупции, другая группа – с фрагментом, где дается понятие «противодействие коррупции».
Затем гонцы возвращались в класс. Они должны были пересказать содержание фрагмента летописцу.
После летописца к работе приступает корректор. Задача корректора – сравнить то, что записал летописец со слов гонцов с содержанием фрагмента из закона «О противодействии коррупции». Корректор должен сделать вывод о том, насколько точно передан текст.
В результате этой работы учащиеся узнали, как трактуются понятия «коррупция», «противодействие коррупции» в ФЗ «О противодействии коррупции», а также с принципами противодействия коррупции и профилактическими мерами противодействия коррупции.
Игра показала, что учащиеся справились с заданием. Они сумели точно передать содержание фрагментов из закона «О противодействии коррупции».
Следующим этапом работы стала работа по оцениванию учащимися на основании своего жизненного опыта и обществоведческих знаний эффективности действия отдельных статей ФЗ «О противодействии коррупции».
Учащиеся продолжали работать в группах. Каждая группа получила несколько статей из закона «О противодействии коррупции» и по пятибалльной шкале оценивала выполнение статей закона. Оценки нужно было обосновать.
Были предложены следующие статьи:
Статья 3. Основные принципы противодействия коррупции
• неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
Статья 6. Меры по профилактике коррупции
Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:
• формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
Статья 7. Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции
8) обеспечение независимости средств массовой информации;
9) неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;
15) повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;
Результаты оценивания учащимися реализации государством этих статей оказались следующими:
• неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений – было оценено учащимися от 3 до 4 баллов.
• Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер: формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению - от 3 до 5 баллов.
• Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции - обеспечение независимости средств массовой информации – от 3 до 4 баллов.
• Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции – неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность – от 2 до 3 баллов.
• Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции – повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих – от 2 до 5 баллов.
Каждая группа высказывала свое мнение и объясняла причины выставления той или иной оценки.
Можно сделать вывод, что учащиеся не очень высоко оценивают меры, принимаемые государством по противодействию коррупции.
В завершении урока была показана презентация, подготовленная учащимися класса. В ней были представлены данные опроса, проведенного среди старшеклассников нашей школы. Вопросы были составлены самими учащимися, опрос также был проведен ими самостоятельно, также они проанализировали результаты анкет.
В опросе участвовали 78 учеников 10 – 11 классов. Им были заданы следующие вопросы:
1. Что такое, на ваш взгляд, коррупция?
2. В каких сферах, на ваш взгляд, в РФ чаще всего встречается коррупция?
3. Можно ли, на ваш взгляд, искоренить коррупцию в России?
4. Что, на ваш взгляд, является самым действенным способом борьбы с коррупцией?
Результаты опроса:
Что такое, на Ваш взгляд, коррупция?
• Взятка (49 чел-к; 62,8%)
• Затруднились ответить (15 чел-к; 19,2%)
• Использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам (14 чел-к; 18%)
В каких сферах, на Ваш взгляд, чаще всего встречается коррупция в России?
• Политика (42 чел-ка; 54%)
• Образование (32 чел-ка; 41%)
• Исполнительные органы власти (28 чел-к; 36%)
• Медицина (19 чел-к; 24%)
• Военная сфера (10 ч; 13%)
• Все сферы (9 чел-к; 12%)
• Затруднились ответить (4 чел-к; 5%)
Можно ли, на Ваш взгляд, искоренить коррупцию в России?
• Да (9 чел-к; 12%)
• Нет (69 чел-к; 88%)
Что, на Ваш взгляд, является самым действенным способом по борьбе с коррупцией?
• Пожизненное заключение (29 чел-к; 37,1%)
• Смертная казнь (17 чел-к; 21,5%)
• Ужесточение законов (9 чел-к; 11,3%)
• Изменить сознание людей (4 чел-ка; 5%)
• Лишение полномочий (3 чел-ка; 3,6%)
• Затруднились ответить (17 чел-к; 21,5%)
Вывод: на основе ответов старшеклассников, можно говорить о том, что молодое поколение пессимистично настроено по отношению к коррупции в России; искоренить коррупцию в нашей стране, возможно только ужесточив меру наказания. У государства не будет будущего, пока существует коррупция. Мы – за Россию без коррупции!
С считаю, что урок был полезен и для учащихся, и для меня. Такие уроки необходимы. Вопросы антикоррупционного просвещение можно рассматривать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности: на классных часах, во время проведения дней, декад и месячников правовых знаний, которых могут быть включены в план воспитательной работы школы. |
Категория: Материалы | Добавил: Mila (28.12.2012)
|
Просмотров: 896
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
*** |
|
Погода |
Температурный режим:
1 – 4 кл. - 25 °C
1 – 6 кл. - 27 °C
1 – 8 кл. - 30 °C
1 – 11 кл.- 33 °C |
Контакты |
163046 г. Архангельск
пр. Обводный канал, д. 30
тел. 640534, 640805
e-mail: a_s_8@mail.ru
e-mail: econom-8@yandex.ru
web: guarant-success.ucoz.ru |
Карта сайта |
|
|