ПРИЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА
УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
В ФГОС обозначено, что метапредметные результаты
образования включают в себя освоенные универсальные учебные действия (УУД),
которые составляют основу ключевых компетенций школьников. Сформированность
УУД обеспечивает готовность обучающегося к освоению новых знаний, поиску
решения проблем в различных ситуациях, способность к самоорганизации, сотрудничеству
и коммуникации.
Для формирования УУД должна разрабатываться специальная
программа, которая будет служить основой для разработки учителем примерных
рабочих программ. В этих программах должны быть представлены:
— педагогические
технологии, при использовании которых происходит формирование и развитие УУД;
— учебные ситуации (задачи),
способствующие формированию и осуществлению диагностики УУД каждого вида;
— критерии и показатели
оценивания сформированности требуемых характеристик.
У учащихся должны быть сформированы следующие виды УУД:
личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные.
Рассмотрим методические приемы формирования регулятивных
УУД, которые определяют готовность обучающихся к самоорганизации. (На примере
изучения кулинарии в 6 классе).
Самоорганизация учебной деятельности начинается с целеполагания и мотивации. Учитель
сообщает тему урока: «Механическая и тепловая обработка мяса» и предлагает
учащимся определить, что же они будут знать и уметь в результате изучения
данной темы. Данная тема достаточно проста для понимания, поэтому учащиеся не
затрудняются с ответами: «Знать: как правильно осуществлять механическую и
тепловую обработку мяса; виды тепловой обработки. Уметь: выполнять механическую
и тепловую обработку мяса (уметь готовить блюда из мяса)».
Самомотивация: «Я изучаю эту тему, чтобы научиться готовить
вкусные мясные блюда».
Тема урока «Физиология питания. Минеральные вещества»
достаточно сложна для понимания. Учитель может предложить учащимся попытаться
определить, что же будет изучаться в рамках данного материала. Если учащиеся
затрудняются с ответом, то можно обратиться к словарю темы: «минеральные
вещества, макроэлементы, микроэлементы». Учащиеся 6 класса могут догадаться,
что речь пойдет о правильном питании человека и роли минеральных веществ. Цель
урока может звучать так: «Знать: роль микро- и макроэлементов в питании. Уметь:
составить меню с правильным соотношением макро- и микроэлементов».
Тема урока «Блюда из круп и бобовых» понятна учащимся —
необходимо знать, как готовить и уметь готовить блюда из круп и бобовых, но при
изучении этой темы следует подчеркнуть особую пользу круп и бобовых в питании,
поэтому необходимо с помощью вопросов подвести к главной цети урока: пониманию
значения сбалансированного питания полезными для здоровья людей продуктами.
Примерные вопросы: «Какие полезные вещества содержатся в
крупах и бобовых? Почему необходимо в свой рацион обязательно включать каши?».
После обсуждения уточняем цель урока: «Знать: значение круп и бобовых в
питании; технологию приготовления блюд из круп и бобовых. Уметь: готовить
блюда из круп и бобовых, соблюдая технологию и максимально сохраняя полезные
вещества».
Показатели сформированности целеполагания: цели
становятся более конкретными, определенными; целеполагание сопровождается
планированием времени, ресурсов, средств достижения; формируется понимание
цели-перспективы; учащийся самостоятельно умеет сформулировать цель
деятельности, грамотно обосновать ее и способен к дальнейшей корректировке
действий в соответствии с поставленной целью.
Следующим этапом после осознания цели деятельности
выступают анализ учебной ситуации и
моделирование своей деятельности для достижения цели. Учащиеся должны проанализировать и
систематизировать знания, умения, навыки, способы действий, усвоенные ранее, и,
актуализировав их, продумать модель будущей деятельности.
Показателем сформированности умения моделировать будет
готовность самостоятельно выбрать из имеющегося арсенала умений оптимальный
способ действий для решения данной учебной задачи. Умение определить
оптимальный способ действий формируется в процессе изучения различных тем,
изготовления каких-либо изделий и в ходе проектной деятельности. Умение
анализировать и определять, каким образом можно достичь заданного результата,
цели, формируется сначала при выполнении действий по образцу, по принципу
«Делай, как я», а затем при выполнении самостоятельных работ учащийся уже
поставлен в ситуацию осознанного выбора способа действия. В выборе способа
деятельности помогут уже сформулированная цель урока, вопросы учителя: «Для
чего это делается? Как это сделать лучше? Какие способы достижения данной цели
вы знаете? Какие знания и умения необходимы? Что вы уже умеете?».
Умение планировать свою деятельность формируется в разных видах деятельности на уроках
технологии: в работе по инструкционной карте, в самостоятельном составлении
инструкционных карт. Учащиеся следуют плану, представленному в инструкционной
карте, выполняя какую-либо работу (вышивку, изделие, кулинарное блюдо), и
приучаются к деятель-ности по инструкции, плану, схеме. Они начинают понимать
важность соблюдения последователь-ности этапов технологического процесса, и
когда им предстоит самостоятельно составить схему технологического процесса или
описать ход работы, то с помощью учителя, затем самостоятельно они достаточно
грамотно справляются с таким видом учебной работы. Однако в данном случае
важнее умение планировать учебную деятельность, ход изучения учебного
материала.
Формировать умение планировать собственную учебную
деятельность можно, используя рабочие тетради, в которых учебный материал
структурирован так, чтобы цель урока была достигнута наиболее эффективным
путем, и представлен учащимся в сжатом, конспективном виде. По мере изучения
материала следует обратить внимание учащихся на логику изучения той или иной
темы. Если рабочие тетради учителем не используются, то можно предложить
учащимся составить план или план-конспект параграфа с последующей проверкой и
фронтальным опросом. Еще одна возможность научить планировать учебную
деятельность представляется в ходе работы над проектами. Можно предложить
учащимся составить план изучения темы самостоятельно, используя
вопрос-подсказку: «Чтобы достичь поставленной цели урока, какие этапы получения
знаний и умений вы должны пройти?».
Рассмотрим это на примере урока по теме «Кисломолочные
продукты и блюда из них». Цель урока: знать, какие бывают кисломолочные
продукты, технологию приготовления блюд из кисломолочных продуктов; уметь
правильно готовить блюда из кисломолочных продуктов.
План изучения темы:
1. Узнать, какие бывают виды кисломолочных
продуктов.
2. Выяснить, почему полезны кисломолочные
продукты.
3. Узнать, какие блюда и как можно приготовить
из кисломолочных продуктов.
4. Сделать вывод по теме
урока. Возможно, первый опыт составления плана
будет не слишком удачным,
но уже в 7 классе учащиеся вполне осознанно и грамотно составляют подобный план
изучения темы.
Показатель сформированности данного умения — способность
составить план деятельности, соответствующий поставленной цели, а также выбрать
оптимальные способы действий или найти оригинальные решения для реализации
плана.
Формирование волевой регуляции, целеустремленности,
навыков контроля и оценки своей деятельности — одна из важных задач, стоящих перед педагогом. Осознанная цель и
понимание, для чего и почему важны те или иные знания и умения, делают любую
работу значимой для учащегося, интересной. Под воздействием цели, за которой
стоят личностно значимые познавательные или социальные мотивы, происходит самоорганизация
учащегося, он привлекает для получения задуманного результата все накопленные
знания, весь опыт, полученный в школе и вне школы, использует разнообразные
навыки и приемы для выполнения поставленной задачи. При этом запускаются
психологические механизмы: становится устойчивым произвольное внимание,
усвоение учебного материала происходит более успешно, память легче и надежнее
удерживает информацию. Происходит саморегуляция психических процессов, от
уровня сформированности которых, а также от знания учащимися своих
психологических особенностей и умения их использовать в организации работы с
различными учебными предметами зависит успешность учебной деятельности.
Следовательно, для успешной деятельности необходимо:
— осознанная мотивация (для
чего необходимо изучить теоретический материал по теме и освоить практические
умения: «Я изучаю эту тему для того, чтобы ...» — так учащийся формулирует значимую
для него цель);
— четко сформулированная
цель урока;
— определенные (уточненные)
способы достижения цели;
— план достижения цели и
понимание предстоящего успеха деятельности, ощущение «ближайшей радости» от
полученного результата.
Учителю необходимо создать условия для того, чтобы
учащиеся испытывали как можно больше положительных эмоций при изучении
программного материала: предлагать задания в игровой форме, игровые проекты,
соревнования, викторины, использовать разнообразный дидактический материал,
интерактивные презентации, организовывать выставки детских работ. Исключительно
важны поощрение, похвала, стимулирование в разных формах — все это создает
образовательную среду для увлекательного учения, когда каждый учащийся
стремится показать все лучшее, на что он способен.
Показатель сформированности: умение самостоятельно
осуществлять волевую регуляцию, самоконтроль, самооценку и самокоррекцию
выполнения каждого пункта плана (тогда результат действий будет
соответствовать поставленной цели). Умение довести начатое до завершения,
желание выполнить с наивысшим качеством.
Все этапы процесса самоорганизации учебной деятельности
должны сопровождаться рефлексией, так как выполнение главного требования — осознанности
деятельности — возможно только при овладении рефлексивным мышлением. Рассмотрим
приемы формирования умения самооценки (рефлексии). Понимание мотива
деятельности (личностно или общественно значимого) позволяет определить
личностно значимую цель деятельности: «Зачем я это делаю? Почему, для чего это
мне нужно? Какой значимый результат я получу?» — на эти вопросы предстоит
ответить учащемуся в начале любой деятельности, в том числе и учебной.
Анализ ситуации сопровождается самоанализом: «Что я знаю
и умею, что я могу предъявить в данной ситуации, какие способы действий приведут
к решению проблемы и достижению цели?».
Осознанное планирование осуществляется с учетом цели
деятельности и возможных способов и методов, используемых для ее достижения.
«Какие ограничения и возможности имеются (материальные и личностного плана);
как наилучшим образом поэтапно реализовать задуманное, не разрушая уже
достигнутого; какие этапы плана наиболее значимы?» — эти и другие вопросы задает
себе учащийся при самостоятельном составлении плана деятельности.
Рефлексия целереализации способствует формированию
самоконтроля и самооценки хода и результатов деятельности: волевая регуляция,
необходимая для выполнения плана в соответствии с поставленной целью, требует
отлаженного механизма для самоконтроля и оценивания выполнения каждого пункта
плана. «Что уже мной достигнуто и что еще предстоит сделать, какие мои
личностные качества способствуют, а какие мешают реализации плана; насколько
качественно мною выполнена работа; все ли запланированное сделано?» — вопросы,
на которые предстоит ответить обучающемуся в процессе деятельности.
Рефлексия результатов деятельности (рефлексия как
структурный компонент самоорганиза-ции) включает умение анализировать
результаты деятельности, сопоставлять с целью и, критичес-ки осмыслив, дать
самооценку проделанной работе: «Достигнута ли цель деятельности; что позволяет
утверждать, что цель достигнута (выбор критериев оценивания); какие способы
использовались и насколько они эффективны; как можно было бы достичь лучших
результатов?» — вопросы для самоанализа результата деятельности.
Показатель сформированности: умение самостоятельно
оценить ход выполнения и результаты деятельности с помощью адекватных
критериев, умение анализировать достоинства и недостатки выбранных способов
деятельности; самокоррекция планирования и результата деятельности. Умение
ответить на вопросы: «Что я делаю?» и «Как я делаю?». |